Здоровье человека
Кокой образ жизни можно назвать здоровым? Каковы его составляющие? Как сберечь здоровье наших детей? Часто ли вы задаете эти вопросы себе или слышите подобное от других?
«Довольно-таки часто!» - скажете вы. Конечно, многое мы, взрослые, уже знаем (но применяем ли на практике?), а вот наши маленькие дети, возможно, и нет. Давайте вместе с вами, уважаемые родители, бабушки и дедушки, поговорим об этом, а вашим детям наиболее важные темы на внеклассных занятиях осветят специалисты медицинских учреждений.
Сегодня попытаемся определиться с понятием «здоровый образ жизни» и рассказать о существующих технологиях сбережения здоровья.
Для одних здоровый образ жизни – это поведение человека, поддержание здоровья, способы жизнедеятельности, отсутствие вредных привычек и другое. Другие при определении понятия здорового образа жизни учитывают наследственность, стиль жизни и функционирование организма. Определим для себя «здоровый образ жизни» как стиль жизни, который соответствует и наследственным особенностям организма человека, и условиям его существования, при этом обязательно ориентируется на культуру сохранения, восстановления здоровья, которое необходимо для выполнения значимых функций общества и своих личных.
Почему важно говорить о здоровье и его составляющих с воспитанниками старшей и подготовительной групп в детских садах и младшими школьниками? Да потому, что этот возраст является самым ответственным периодов жизни человека в становлении и формировании личности. 40% физиологических и психических заболеваний взрослых людей закладываются в детском возрасте, поэтому детсадовское и школьное воспитание и образование обязаны формировать должный уровень здоровья ребенка и основу физической культуры человека.
Забота о психическом и физическом здоровье детей и подростков, его сохранении на всем протяжении учебы в школе, да и сама жизнь наталкивают нас на необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий (ЗТ) в учебный процесс каждого образовательного учреждения.
Понятие ЗТ появилось около десяти лет назад и понимается как организованная совокупность методов, программ и приемов организации учебного процесса, которая не наносит ущерб здоровью его участников. Важнейшей целью внедрения таких технологий в образовательный процесс является не только сохранение и укрепление здоровья, но и формирование культуры самого здоровья. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов и семьи. В нашей системе образования применяется несколько групп здоровьесберегающих технологии. Кратко рассмотрим их.
1. Медико-гигиенические. Они обеспечивают правильные гигиенические условия учащимся (в соответствии с нормативными документами). Сюда входит организация медицинским кабинетом школы прививок, оказание консультативной помощи, санитарно-гигиеническое просвещение и другое.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии. Их целью являетяся физическое развитие учеников, а именно: закаливание, тренировка таких качеств, как сила, выносливость, быстрота, гибкость и т.д. Реализуются на уроках физкультуры и в работе других спортивных мероприятий.
3. Экологические. В первую очередь они направлены ны создание экологически оптимальных условий жизни людей, а также гармоничных отношений с природой. В школе, садиках в их число входят: обустройство пришкольной территории, участие в природоохранных мероприятиях, живой уголок, озеленение кабинетов и рекреаций и т.д.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Эти вопрососм занимаются специалисты по охране труда, пожарная инспекция, представители инженерно-технических служб (так как здоровье рассматривается как частная задача - сохранение жизни). Грамотность учащихся в этих вопросах обеспечивается изучением курса ОБЖ.
5. Образовательные здоровьесберегающие технологии включают в себя:
- организационно-педагогические (предотвращают утомляемость, гиподинамию - малую подвижность - и другие подобные состояния);
- психолого-педагогические (связаны с непосредственной работой педагога во время занятий и его воздействием на детей).
- учебно-воспитательные (включают программы по правильной заботе и профилактике здоровье, формированию культуры здоровья подростков и детей и, что самое главное, мотивации молодого человека к ведению здорового образа жизни).